Активисты-защитники насилия: мимикрия как способ манипуляции

...

Ингредиенты

  • Пропаганда насилия
  • Искажение понятий

 

В последнее время, особенно в постреволюционный период, можно часто видеть протесты, во время которых некоторые группы людей, представляющиеся гражданскими активистами и характеризующие свои действия как политическую акцию, протестное движение, протестный митинг, выступают против различных гражданских и общественных организаций, в основном обвиняя их в посягательстве на национальные ценности. «Борцы» выдвигают ряд утверждений, среди которых самое популярное о том, что защита прав ЛГБТ людей угрожает нашим национальным ценностям.

Другое ключевое утверждение заключается в следующем: защита прав женщин и, в частности, борьба против насилия в семье в отношении женщин, направлена на уничтожение традиционных армянских ценностей. Деятельность организаций, занимающихся защитой прав детей также  считается ими посягательством на национальные ценности и традиционную семью.

Другими словами, эти группы людей, представляющиеся гражданскими активистами, борются против проблем, касающихся сферы прав человека, в особенности организуют деятельность против гражданских организаций, защищающих группы людей, подвергающихся насилию, и определяют это как политическую акцию.

А действия общественных организаций, направленные на защиту прав человека, они называют «пропагандой извращений», «агентурой», попиранием «национальных ценностей», «разрушением традиционной армянской семьи» и так далее. Наиболее экстремистские представители вышеупомянутых групп угрожают «сжечь, убить, изнасиловать» активных представителей этих организаций. Примечательно, что действия многих из них часто сопровождаются обвинениями в «осквернении ценностей», «извращении» и «иностранной агентуре» в адрес властей новой Армении. Можно констатировать, что в Армении появились лица и группировки, выступающие от имени гражданского активизма, которые не связаны с защитой прав человека и гражданских ценностей. Более того, часто они завязывают деятельность против организаций, занимающихся защитой прав человека и содействующих формированию гражданского общества.

Они пропагандируют разжигание насилия и ненависти, распространяют националистические призывы, защищают диктаторскую систему и лидеров Республиканской партии Армении, которая около двадцати лет занималась фальсификацией выборов и репрессиями, наклеивают ярлыки на революционную молодёжь и занимаются антипропагандой. Таковы, например, Нарек Малян и возглавляемое им общественно-политическое движение «Вето», общественная организация «Гражданское сознание», группировка под названием «Адеквад», группировки сторонников Роберта Кочаряна и другие. Они часто представляются митингующими, протестантами, настоящими гражданами, гражданскими активистами.

Возникает вопрос: насколько обосновано называть политической акцией или движением действия группировок, защищающих насилие, а участников этих группировок — политическими активистами? И самое главное, почему эти группировки и мероприятия, не имеющие отношения к гражданскому активизму, представляются под этим именем?

Чтобы ответить на этот вопрос следует с самого начала отметить, что они не просто не являются гражданскими активистами, а даже наоборот: их действия в основном направлены против гражданских активистов, занимающихся защитой прав человека и ценностей. Их риторика полна дискриминации, ненависти и насилия.

Например, Нарек Малян во время акции, организованной против фонда «Открытое общество-Армения» в своей речи неоднократно использовал эпитеты «извращенцы», «безнравственные», «грязные» в целях критики организации, занимающейся правами человека и развитием гражданского общества, и людей и организаций, сотрудничающих с ними. А во время суда над вторым президентом Республики Армения Робертом Кочаряном один из лидеров так называемой акции в его поддержку, владелец телеканала TV5 Армен Тавадян ударил бутылкой из-под воды и нанёс телесное повреждение известному правозащитнику Вардгесу Гаспари.

Существуют различные подходы к проблеме гражданских движений и активизма. Однако существует несколько общих положений для всех них, согласно которым гражданский активизм направлен на защиту прав человека: он не может быть направлен на защиту прав одной группы за счёт попрания прав другой, он не должен основываться на насилии или пропаганде насилия в отношении других групп. Гражданский активизм не может быть направлен на защиту интересов авторитарных режимов и их представителей, а также на пропаганду и защиту националистических, расистких группировок и идеологий.

В общественных и гуманитарных науках известны понятия мимикрия [i] и гибрид [i], заимствованные из естественных наук. Понятие «мимикрия» в социальных науках описывает ситуацию, когда имеющий определённый социальный образ исполнитель роли и осуществлённое им действие приписывается человеку с совершенно другим социальным образом и практике, и в результате последний воспринимается не в контексте бинарного противопоставления, а в качестве гибрида. То есть, мимикрия — это не простая имитация, когда подражатель оказывается в явно смехотворной ситуации и проявляет свою неадекватность ситуации и окружающей среде. Это действие приписывания, когда субъект оказывает влияние и оказывается под влиянием в этом процессе.

Определяя вышесказанное, на нашем примере становится заметно, что представители бывшей диктаторской системы или поддерживающие их круги, при помощи мимикрии пытаются внедриться в социальные явления гражданского активизма и гражданской акции, тем самым пытаясь повлиять на их характер, формируя гибридные образы и практики гражданского активиста и гражданского активизма. На самом деле гибриды с точки зрения общественных наук обычно рассматриваются как позитивные явления. Манипуляция прямо здесь: они пытаются скрыть отрицательные явления под положительными явлениями.

В аналогичных попытках формирования «гибридного» гражданского активизма (когда воплощены черты представителей бывшей диктаторской системы или поддерживающих их гражданских активистов) этот манипулятивный приём может ввести общество в обман.

В результате этих «активистских» экспериментов могут создаться «гибриды» гражданского активиста-защитника авторитарного режима, активистов националистического, сексисткого или расистского движений, патриотичного защитника авторитарного режима, защитника авторитарного режима национальных ценностей и другие подобные «гибриды», из которых обществу представляются кажущиеся положительными стороны гибрида и маскируются отрицательные стороны.

В результате формируются такие инструменты манипуляции, которые не только направлены на «порчу» идеи гражданского активизма в Армении, но и на служение бывшей диктаторской системе, на «гибридную» борьбу против молодёжи, осуществившей революцию и имеющей подлинную гражданскую систему ценностей.

АвторАгаси Тадевосян

[i]Deleuze G. and Guattari F. 2002. A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia, p. 11.


[ii]Bhabha H. 1994. The Location of Culture, Routledge, London, 1994, p. 37.