"БИЗНЕСМЕН" ИЛИ ТОЛЬКО СОБСТВЕННИК?

...

Ингредиенты

  • Манипуляция: “собственник”, но не “бизнесмен”
  • Цитирование мнения человека, пользующегося общественным авторитетом, в благоприятном для себя контексте

 

14 января 2019 года, в Национальном Собрании, лидер ППА Гагик Царукян ответил на вопрос журналиста таким образом: "Какой я тебе бизнесмен? Я собственник, поэтому говорю вам, что сегодня Царукян - это не просто депутат, а лидер партии, которая является второй политической силой на политическом поле. Тема закрыта, говорить об этом  бессмысленно”.

В апреле, в ходе обсуждения законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон “О государственной пошлине” РА, где определялось положение о повышении государственной пошлины на ввозимый цемент, лидер ППА Гагик Царукян сделал ряд заявлений, непосредственно лоббируя интересы своего бизнеса, пытаясь обеспечить для него наиболее благоприятные условия. В процессе обсуждений Гагик Царукян даже лично посетил ЗАО «АраратЦемент» и попытался на месте урегулировать отношения с гражданами, жалующимися на сокращения, раздавая обещания сотрудникам и приказы руководству ЗАО.

29 апреля социал-демократическая партия «Выбор гражданина», в лице секретаря партии Сурена Саакяна, обратилась в прокуратуру и представила следующие видеоролики (1, 2) в качестве вещественного доказательства того, что депутат Национального собрания Гагик Царукян, нарушая 95-ю статью Конституции,  занимался предпринимательской деятельностью, несовместимой с мандатом депутата, и, согласно 310-й статье Уголовного кодекса (незаконное участие в предпринимательской деятельности), совершил уголовно запрещенное деяние. 

 

ДЕТЕКТОР зафиксировал, что г-н Царукян прибегает к следующим манипулятивным приемам для обоснования того, что он не является бизнесменом (предпринимателем).

  • Ссылка на слова премьер-министра РА в благоприятном для себя контексте: “Царукян является крупным собственником”,
  • Использование негативных эмоций, преобладающих в обществе по отношению к разбогатевшим благодаря государственной должности

 

Наши обоснования

 Утверждение г-на Царукяна о том, что он собственник, но не бизнесмен, проблематично. Согласно 2-й части 36-й статьи Закона РА «Об обществах с ограниченной ответственностью» –  «Участник общества участвует в процессе принятия около 15 важных решений, связанных с компанией». Это положение закона подпадает под 2-ю статью Гражданского кодекса - об ограничении предпринимательской деятельности. 

Согласно биографическим данным, размещенным на его официальном сайте, Г. Царукян все еще является основным участником ООО многопрофильного концерна “Мульти Груп”  и владеет контрольным пакетом акций этой компании.

Согласно 2-й статье Гражданского кодекса Республики Армения, “бизнес”, или ”предпринимательство” - это  предпринимательская деятельность физического лица, осуществляемая им самостоятельно, на свой риск, и основной целью которой является получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Из практического толкования этой нормы Гражданского кодекса РА следует, что предпринимательская деятельность (бизнес) - это: 

(а) деятельность на свой риск;

 (б) направлена на периодическое получение прибыли.

В рамках логики закона Республики Армения даже не имеет значения, передает  физическое лицо свое имущество доверительному управлению или нет. Причина заключается в том, что, согласно 954-й статье Гражданского кодекса РА, доверительное управление имуществом подразумевает передачу доверительному управлению имущества на определенный период времени, по договору, одной стороной (основатель управления) другой стороне (доверительный управляющий), которая обязана управлять имуществом в интересах основателя управления или лица (бенефициара), назначенного им.

 Сам доверительный управляющий не получает доходов от этого имущества, бенефициаром /выгодоприобретателем/ не является и не может быть таковым. Он действует не на свой страх и риск, а исключительно по указанию основателя управления.

Кассационный суд изложил правовую позицию по делу “Номер ՎԴ3/0169/05/08”, согласно которой основным условием для предпринимательской деятельности индивида  является изначальное намерение получать прибыль (доход), а не факт получения реальной прибыли (дохода), так как получение или неполучение реальной прибыли (дохода) в результате предпринимательской деятельности является предпринимательским риском».

Исходя из всего этого, предполагается, что, согласно определению законодательства РА,  г-н Царукян де-факто является не просто пассивным собственником определенной недвижимости, а предпринимателем (бизнесменом).

А согласно 95-й статье  Конституции «депутат не может занимать должность в других государственных или местных органах самоуправления, в коммерческой организации, заниматься предпринимательской деятельностью, выполнять оплачиваемую работу, за исключением научной, педагогической и творческой».

 Следует также отметить, что утверждение г-на Царукяна о том, что он не бизнесмен, не только не соответствует действительности, но и содержит манипулятивные элементы. Говоря «я – собственник, но я не бизнесмен», Царукян повторяет фразу, высказанную премьер-министром Николом Пашиняном:    «Господин Царукян –  крупный собственник».

То есть, чтобы придать своим словам убедительность, он намекает общественности, что даже такой авторитетный человек, как премьер-министр, считает его «собственником» и не использует термин «бизнесмен», хотя премьер-министр не касался этого вопроса напрямую. Он не сказал, что Царукян - бизнесмен, но и не говорил, что он не бизнесмен.

Таким образом, можно утверждать, что Царукян с помощью манипулятивных приемов избегает вопроса о том, является ли он “бизнесменом”. Такой подход не соответствует культуре открытости демократических стран, к чему стремится постреволюционное армянское общество.

 PS - Этот анализ также применим к аргументам некоторых бизнесменов,  утверждавших, что “собственники” якобы имеют право «просачиваться» на государственные должности, несовместимые с их бизнесом.

 

 Автор - Тигран Газарян

02-05-2019