Традиционная манипуляция традиционным (часть 2): в лабиринте традиционного полового воспитания

...

Ингредиенты

  • Необоснованное утверждение и дезинформация
  • Манипулирование термином «традиционный»

 

За последнее десятилетие в армянских публицистических текстах стало традицией говорить о традициях и представлять «традиционное» в качестве аргумента. Причём, «традиционное» в качестве аргумента и ссылки используется в публичных текстах как политических и религиозных деятелей, так и политических активистов и учёных. Примечательно то, что часто эти аргументы и ссылки используются без конкретных формулировок и исследовательских основ. То есть можно сказать, что мы имеем дело с проявлениями демагогии и манипуляции. Принимая во внимание вышеупомянутое обстоятельство, а также перспективу защиты публицистической аудитории от дальнейших манипуляций, в некоторых предлагаемых статьях мы вернёмся к разным проявлениям манипуляции традиционным.

Очередная (вторая) статья по данной теме относится к традиционному половому воспитанию.

7 мая сего года в интервью сайту Live News председатель общественной организации «Камк» (Защита/сохранение армянских ценностей) Ваагн Чахалян, говоря  о традиционной семье и половом воспитании, сказал следующее: «На протяжении тысячелетий у нас сложилась традиция, как вырастить хорошего человека, здорового ребёнка И вдруг теперь кто-то из-за границы должен учить нас воспитывать наших детей? Не хотим, ради бога. Держитесь подальше от Республики Армения».

Три дня спустя, 10 мая, в интервью тому же сайту сексолог Нарине Нерсисян, говоря на ту же тему, объявила: «Да, нет программ по половому воспитанию. Почему их нет? Потому что именно армяне со своим историческим и культурным наследием, нося в себе этот здоровый росток, те армяне, которые близки к своим корням, верны своей сущности... им не нужно объяснять, как воспитывать своего ребёнка. Они, нося в себе эти качества, передают их Но, так как, к сожалению, многие армяне сегодня отдалены от своих корней и от своей сущности под теми же влияниями Вот для них и должны быть эти программы, чтобы они вернулись к своим истокам. В нашей стране под половым воспитанием я понимаю возвращение к нашим истокам. То есть освежение нашей памяти. Там у нас всё было, но мы позабыли. Нужно вспомнить наше половое воспитание. А не смотреть, что происходит за границей».

На вопрос журналиста, о каких истоках или корнях речь, есть ли литература, научные труды на эту тему, Н. Нерсисян ответила: «Армянка в истории» и «Армянское воспитание» Ацуни (прим. пер. Вардан Ацуни, армянский филолог, этнограф), одна из которых относится к половому воспитанию девушек, другая юношей. И конечно же есть ещё одна книга, лучшая для меня в плане полового воспитания, это наш эпос, то есть речь о «Давиде Сасунском».

По мнению ДЕТЕКТОРА, высказывания ораторов про традиционное половое воспитание являются дезинформацией, и в вышеупомянутых интервью мы снова имеем дело с манипуляцией словом «традиционный».

Наши обоснования

Во-первых, отметим, что точные названия трудов В. Ацуни - «Армянка в истории» и «Воспитание у древних армян».

Предположим, что сексолог могла забыть правильные заголовки трудов В. Ацуни, однако по её речи видно, что она недавно начала знакомиться с произведениями автора и пока не успела полностью прочитать их. В противном случае, если бы она была знакома с вышеперечисленными произведениями, она должна была бы выявить, что там нет ни слова о половом воспитании детей. Конечно, в этих книгах говорится о воспитании мальчиков и девочек, но в них нет ни намёка на то, что такое половая связь, какой от неё результат, как избежать болезней и других опасностей. Более того, эти два произведения относятся исключительно к дворянским армянским семьям, то есть к тем, про которых предпочитали писать историографы и мемуаристы. Даже В. Ацуни на разных страницах своих трудов выражает сожаление о том, что в исследованных им источниках сведения о жизни жителей деревень отсутствуют либо очень редки.

Также очень важно принять во внимание тот факт, что В. Ацуни был религиозным деятелем, членом Ордена венецианских мхитаристов, который, говоря о свидетельствах воспитания армян, с предвзятым восхищением подчёркивает те упоминания женского и мужского поведения и воспитания, которые имеют христианский характер.

В своих научных трудах В. Ацуни обсуждает решения различных церковных собраний относительно регулирования брачного возраста, запрета ранних браков и похищений, однако в них отсутствуют призывы к половому воспитанию детей в раннем возрасте. Тем не менее, различные решения из трудов выдающихся священнослужителей, процитированных Варданом Ацуни, свидетельствуют, что среди жителей деревень были довольно распространены проблемы сексуального характера.

В общем работы В. Ацуни являются произвольными интерпретациями источников, охватывающих очень большой исторический период, и разрозненных цитат, которые даже в случае передачи информации о половом воспитании должны вновь быть поставлены под сомнение с точки зрения научной достоверности.

Что касается эпоса «Давид Сасунский», то, объявляя его наиважнейшим источником традиционного полового воспитания, Н. Нерсисян не приводит ни одной цитаты и не конкретизирует, какой эпизод какого варианта эпоса она имеет в виду. То есть, мы имеем дело с той же непоследовательностью, которую Н. Нерсисян проявила в случае упоминания научных трудов В. Ацуни. Мне, как читателю, хорошо знакомому по крайней мере с несколькими вариантами эпоса, трудно припомнить какой-либо эпизод, который мог бы свидетельствовать о передаче сексуального опыта в раннем возрасте или предоставлении советов по половому воспитанию. То есть, в результате мы не получем ответа на ключевой вопрос о том, какой опыт и какую традицию мы, по мнению вышеупомянутых ораторов, несём в себе и как тысячелетиями воспитываем здоровых детей, что и делает излишним учиться у других. Что это, если не антипропаганда против опыта или знаний других, которая обосновывается якобы существованием собственного опыта? К тому же это обоснование делается без следования логике аргументации: в том же интервью Н. Нерсисян подтверждает, что да, у нас нет программ по половому воспитанию, но потом вдруг решает упомянуть работы В. Ацуни и народный эпос как свидетельство таких программ. А реальность состоит в том, что в традиционных армянских семьях не было более или менее систематизированного и изученного полового воспитания. Традиционная семья, доступная нам для объективного изучения, которая представляется в этнографических исследованиях второй половины 19-го века и начала 20-го века, не имела особого интереса к передаче сексуального опыта детям (в противном случае об этом были бы упоминания).

В предыдущей публикации мы упоминали, что в данный период в большинстве армянских семей были распространены ранние браки, которые, в случае с девочками, могли происходить до их полового созревания. В этом отношении у деревенских родителей не было особых проблем с сексуальным воспитанием: они попросту запрещали играть вместе дочерям и сыновьям с 6-7-летнего возраста.

Согласно этнографическим отчётам, зарегистрированным в Джавахке, Гандзаке и других поселениях, в семье биологических родителей дочерей вообще мало чему учили, в основном подметать дом, мыть посуду, шить и вязать носки. Готовить еду, делать сыр они учились у свекрови, уже будучи замужем.

Другими словами, ораторы, манипулируя традиционным, призывают верить их дезинформации, а те, кто не верит, могут оказаться в «лабиринте полового воспитания» и насладиться иллюзией большого заблуждения.

Автор Никол Маргарян

31-05-2019