СУВЕРЕННОСТЬ, ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

...

Ингредиенты

  • Необоснованное, косвенное обвинение во вмешательстве во внутренние дела
  • Неуместная ссылка на «принцип общественной морали»

 

Делегация Европейского союза в Армении и аккредитованные в республике посольства государств-членов ЕС 9 апреля распространили совместное заявление, в котором они в частности призвали «всех в Армении, кто продвигает и верит в принцип фундаментальности прав человека, осудить риторику ненависти». Авторы заявления также призывают правоохранительные органы «предпринять незамедлительные шаги для обеспечения гарантий физической безопасности граждан Армении и провести расследование по предполагаемым обвинениям, выдвинутым против лиц, подозреваемых в провоцировании преступлений на почве ненависти». 10 апреля офис ООН в Армении также распространил аналогичное заявление.

В ответ на первое заявление 9 апреля пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян распространилa заявление, в котором в частности было отмечено: «Правительство РА полностью привержено своим обязательствам по защите и поощрению прав человека. Произошедшая в Армении ненасильственная демократическая революция лучше всего демонстрирует, что права человека, как правило, эффективно реализуются, если они становятся частью общественного консенсуса и воспринимаются как универсальные общественные и моральные ценности. Посему в данном контексте наши международные партнёры должны проявлять максимальное уважение и чувствительность к армянскому обществу и воздерживаться от ненужного направления общественных обсуждений, даже если они не согласны с их интонациями. Хотелось бы напомнить, что принцип общественной морали является составной частью международных обязательств в области прав человека и не может быть проигнорирован».

ДЕТЕКТОР считает, что в заявлениях Делегации Европейского союза и  аккредитованных в республике посольств государств-членов ЕС отсутствуют какие-либо выражения, которые позволили бы заключить, что авторы заявления проявили неуважительное отношение к армянскому обществу и что они осуществили «ненужное направление общественных обсуждений», как намекнул МИД РА. Положение  МИД о том, что «принцип общественной морали является составной частью международных обязательств в области прав человека и не может быть проигнорирован», является неуместным, так как в заявлении ЕС речь идёт о разжигании ненависти, угрозах, в том числе угрозе смерти, и «принцип общественной морали» не может служить основанием, чтобы государство проявляло терпимость к такого рода высказываниям.

Кроме того, в примере, ставшем поводом для рассматриваемых заявлений, вообще отсутствует «принцип общественной морали»: любое выступление в парламенте, прозвучавшее в ходе слушаний по правам человека, в котором упоминаются права конкретной группы с целью привлечения внимания общественности к проблеме нарушения этих прав и которое не содержит каких-либо антиконституционных призывов, не может рассматриваться как явление, нарушающее «принцип общественной морали».

Относительно «ненужного направления общественных обсуждений» следует отметить, что призыв к осуждению угрозы насилия и ненавистнических высказываний не может рассматриваться как ненужное направление обсуждений. В демократических, особенно европейских странах, не может быть легитимного публичного выступления, где могут быть оправданы насилие или угроза насилия над человеком.

Армения и Европейский союз подписали соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве, из чего вытекает, что стороны берут на себя обоюдные обязательства уважать права человека. Из этого также вытекает, что каждая из сторон этого договора имеет право делать замечания и предложения касательно разных вопросов по правам человека, что не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела. Фактически, европейские партнёры Армении, заметив, что в последнее время, особенно в течении последних нескольких дней, в Армении нашли широкое распространение ненавистнические высказывания и угрозы насилия со стороны отдельных лиц и групп по отношению к некоторым/определённым лицам и группам, решили оповестить об этом. Можно также предположить, что если бы соответствующие органы распространили особое объявление касательно вышеупомянутых проявлений и если бы были возбуждены уголовные дела (как, например, в случае с фейковым аккаунтом «Դուխով Հայաստան, բաց հասարակություն»), то, вероятно, заявлений международных структур либо не было бы, либо они имели бы другие акцентировки. Следует отметить, что в международной практике существует множество случаев, когда международные структуры призывали группу государств или конкретное государство принять меры по исключению ненавистнических высказываний, угроз ненависти. Например, рекомендация, принятая Комитетом министров Совета Европы в 1997 году, призывает государства-члены осуществить политику, запрещающую разжигание ненависти. Есть примеры, когда международные организации обращаются к конкретному государству, призывая принять законодательство, осуждающее разжигание ненависти. В качестве одного из последних примеров можно привести заявление ООН к правительству Японии, основой для которого стало учащение акций протеста против корейцев и других (национальных) меньшинств.

В международной практике часто встречаются также запреты на деятельность политических организаций, которые публично отрицают демократические ценности. Одним из наиболее известных примеров является запрет деятельности неонацистской «Социалистической имперской партии» Германии в 1952 году в судебном порядке, а в 1956 году — запрет деятельности «Коммунистической партии Германии».

Конечно, учитывая ряд демократических реформ, осуществлённых в рамках «бархатной революции», у нас нет оснований подозревать, что правительство РА и соответствующие органы не будут заниматься защитой прав всех людей в Армении. О готовности защищать права людей отмечается также в вышеупомянутом заявлении Министерства Иностранных дел Армении, в котором в частности говорится: «Власти РА не потерпят каких-либо противоправных действий и продолжат защищать конституционные права всех граждан».

Подытожив, ДЕТЕКТОР констатирует, что неприемлемо представлять вытекающие из обязательств Армении справедливые  предложения международных структур в качестве вмешательства во внутренние дела и рассматривать угрозы насилия, ненавистнические высказывания в контексте «принципа общественной морали».

 

Автор — Эдгар Варданян

 

10-04-2019