ОПАСНОСТЬ ЛЕГИТИМАЦИИ АНТИКОНСТИТУЦИОННОГО ДИСКУРСА

...

Ингредиенты

  • Использование ярлыков
  • Антинаучные утверждения
  • Двоякие, двусмысленные выражения
  • Создание угрозы распространения конфликта

ДЕТЕКТОР констатирует, что в Армении тема ЛГБТ-сообщества периодически появляется в центре внимания, что иногда бывает обусловлено объективными поводами, а в некоторых случаях она просто распространяется для сбора политических дивидендов. Обсуждение вопроса ЛГБТ не обошло также выборы премьер-министра в Национальном собрании, и 24-го октября 2018 года депутат фракции «Царукян» Геворг Петросян обратился к Николу Пашиняну с соответствующим вопросом-речью. Главное утверждение выступления последнего состояло в том, что ЛГБТ-сообщество представляет собой угрозу нашей государственности, и необходимо положить конец этому «разрушительному для нации и для государственности процессу».

В своём выступлении Геворг Петросян отметил: «Хочу обратить ваше и наше внимание на  один вопрос: сегодня у нас есть большая угроза национальной безопасности, о которой желательно упомянуть сегодня. Распространяются новости о том, что 15-18 ноября в городе Ереван будет проведено мероприятие любителей гомосексуализма, их приспешников, конгресс, за которым последует какой-то пеший поход и так далее. Да, вы правы,  экономическая монополия представляет собой угрозу для нашей государственности и национальной безопасности, политическая монополия является угрозой, да, вы очень правы, у нас нет безопасных границ, но, по моему глубочайшему убеждению, самая большая угроза для нас — возможное  разрушение устоев нашей традиционной семьи. (…) Есть одна революция, уважаемый господин Пашинян, в которой я лично вижу опасность, есть революция, которой я бы никогда не хотел, чтоб она была осуществлена в Армении, это революция в традиционных нравах наших традиционных семей. Я снова прошу, призываю, чтобы мы все объединили наши силы и сделали всё зависящее от нас, законное и допустимо возможное, чтобы защитить наши семьи от этого разрушительного для нации и государственности процесса».

Геворг Петросян и его единомышленники беспрестанно говорят о «традиционной армянской семье», «пропаганде ЛГБТ» среди детей, о темах разрушения нации и государства. ДЕТЕКТОР считает, что создание эмоционального фона путем распространения вышеупомянутых тем успешно манипулирует обществом, заставляет людей опасаться будущего и толкает к «решению» искусственно поднятой проблемы — здесь и сейчас.

В вопросе, адресованном Пашиняну, Геворг Петросян использовал следующие ярлыки: «любители гомосексуализма», «гомосексуалисты», «приспешники гомосексуализма». Возникает вопрос: по какому праву желающие осуществить свои конституционные права в демократической стране граждане клеймятся как «любители и приспешники гомосексуализма», и по какому праву призывается воспрепятствовать  проведению собрания. Напомним, что, согласно Конституции РА, каждый имеет право участвовать в собраниях (граждане Республики Армения, иностранные граждане и лица без гражданства), и никто не имеет право препятствовать участию людей в каком-либо собрании, если оно имеет мирный характер и если во время проведении которого не делаются антиконституционные призывы. На вопрос Геворга Петросяна последовал ответ Никола Пашиняна, который дал повод для неодназначных толкований.

Он рассказал, что в недавно был в Париже, где ему подал кофе молодой официант-армянин, и когда Пашинян, спросил, не желает ли молодой человек вернуться на родину, ведь произошла революция, молодой человек ответил, что он еле убежал из Армении и теперь живёт со своим партнёром. Затем Пашинян добавил: «Он (молодой человек), был из одного из районных центров, не называю город, чтобы там народ не обиделся и сказал — он нарочно сделал это». Затем Никол Пашинян формирует проблему: «Мы признаем, что эти люди есть, и если признаем, то что мы делаем? Если есть эти люди, то как мы с ними обходимся?» Говоря «мы», кого имеет ввиду Пашинян? Большинство  граждан РА, людей, имеющих традиционную сексуальную ориентацию, или правительство? Из всех вариантов самый проблемный вариант, конечно, тот, что Пашинян, говоря «мы», имеет ввиду граждан РА с традиционной сексуальной ориентацией, то есть, в этом случае одна социальная группа собирается решать, как поступить с другой группой, в данном случае — с представителями ЛГБТ сообщества. Если, говоря «мы», он имеет в виду всех граждан РА, то в их число входят также представители ЛГБТ сообщества, и получается, что и они  должны  принять факт собственного существования и подумать над тем, что им следует сделать: изгнать самих себя, или ограничить собственную общественную деятельность, направленную на признание и защиту своих прав?

Такая постановка вопроса Николом Пашиняном неуместна, так как даёт легитимную возможность группе граждан думать, что они имеют право решать судьбу граждан РА, у которых иное мировоззрение или иной образ жизни и т.п. Тогда как в Конституции РА отмечено, что все люди равны перед законом и защищаются законом, кроме того закреплено, что дискриминация по признаку пола, расы, цвета кожи, этнического или социального происхождения, генетических признаков, языка, религии, мировоззрения, политических или иных убеждений, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, инвалидности, возраста или личных или других обстоятельств социального характера, запрещена.

Никол Пашинян продолжает свою мысль: «Давайте решим — мы добавляем статью в уголовный кодекс, давайте решим, мы собираем всех этих людей и выгоняем из Армении, давайте решим, мы принимаем существование этих людей, как таковых, или говорим, знаешь что, не пропагандируйте расширение вашего сообщества, привлечение других… не знаю, не знаю».

Проблемно, если премьер-министр, рассматривающий демократию как самую важную ценность, может предложить такой выбор гражданам РА, а если примеры приводились в качестве средства выражения, чтобы сделать речь более выразительной, давая понять, что на самом деле такое недопустимо, то возникает вопрос — насколько правильно было понято послание людьми, и действительно ли значительная масса людей не предположила, что имеет право и может решить, например, выдворить представителей ЛГБТ сообщества.

Что касается пропаганды, то сам Никол Пашинян в своём выступлении признает, что в природе есть устойчивый процент гомосексуалистов, который не поддаётся изменению. Следовательно, становится непонятным, что означает пропаганда ЛГБТ. Вообще, рассмотрение на государственном уровне общественной деятельности, направленной на признание и защиту прав разных групп  в качестве деструктивной пропаганды, характерно для авторитарных режимов и противоречит ценностям, провозглашённым демократическим государством.

Фактически, Никол Пашинян в своём выступлении непрерывно делает двусмысленные заявления, вероятно, желая избежать заявлений, которые могли бы снизить его популярность и не желая углублять возможный в обществе конфликт по теме ЛГБТ. Между тем, власти обязаны не только защищать конституционные права граждан и не позволять нарушений основных прав человека, но и обязаны осуждать каждое публичное выступление, которое может поспособствовать нарушению прав человека. В теории коммуникации отмечено, что важно не только то, что говорится, но и то, как говорится и, в конце концов, действительно ли ваше послание воспринимается в том же смысле, в котором оно было сказано. Очевидно, что выступление Никола Пашиняна проблематично, так как оно даёт поводы для неправильного истолкования.

Конечно, нет достаточных фактов, чтобы настаивать на том, что многозначные объявления были сделаны целенаправленно и имеют манипулятивную природу, весьма вероятно, что  причиной подобных выступлений и постановок вопросов является неглубокое владение проблемой. Тем не менее, ДЕТЕКТОР делает вывод, что такие обсуждения, каким является диалог Петросяна с Пашиняном могут способствовать легитимации антиконституционного дискурса.

Автор — Заруи Симонян

 

18-11-2018