Когда антипропаганда и манипуляция делают решение проблемы несущественным

...

Ингредиенты

  • Дискредитирующая антипропаганда
  • Безосновательное обвинение
  • Манипуляция понятием «разврат»

 

4 мая и в последующие два дня одной из самых активно обсуждаемых тем в интернете и в социальной сети Фейсбук стал инцидент, произошедший в книжном магазине «Букинист». В книжном магазине должна была состояться презентация буклета «Моё тело - это личное», во время которой также предусматривалось извещение о содержании и предназначении буклета. Однако презентация была практически прекращена в результате полемики между участниками мероприятия, а затем презентация вконец провалилась усилиями появившихся в книжном магазине людей, выкрикивающих слово «позор!» (далее — правые экстремистские активисты [I]).

Правые экстремистские активисты обвиняли авторов буклета в распространении разврата и в кощунстве. Те же обвинения они озвучили также после инцидента в интервью различным СМИ.

ДЕТЕКТОР считает, что призывы правых экстремистских активистов в книжном магазине «Букинист» содержат дискредитирующую антипропаганду, безосновательное обвинение и манипуляцию понятием «разврат».

 

 Обоснования

Активисты, обвиняющие автора буклета и его сторонников в распространении разврата, затрудняются ответить, к каким частям буклета относится определение «разврат». Это явно видно по вопросам, заданным ими во время презентации. Они задают обвинительные вопросы организаторам мероприятия, не будучи знакомыми с содержанием книги. Следовательно, можно предположить, что презентация была просто подовом для обвинений. Кроме того, из видеороликов, относящихся к презентации, и не только, становится ясно, что праворадикальные активисты давно знакомы с организаторами мероприятия и являются старыми противниками.

Примечателен ещё один эпизод: часть правоэкстремистких активистов во главе с Ваагном Чахаляном, предварительно вооружившись яйцами, ждали снаружи, чтобы ворваться в территорию книжного магазина. То есть презентация была просто поводом, который правоэкстремистские активисты хотели использовать в целях антипропаганды против «Женского ресурсного центра». Правоэкстремистские активисты никоим образом не обсуждают содержание буклета, а сразу маркируют его как средство для распространения разврата. Единственным аргументом, который Айк Айвазян озвучил в видео, является то, что в книге есть ссылка на сайт serakanutyun.org (сайт о половом воспитании детей и подростков). Позже в интервью одному из средств массовой информации он приводит доказательства с вышеуказанного сайта якобы о распространении разврата. В последующих интервью активисты считают основой для обвинений в пропаганде разврата то, что буклет предназначен для детей 3-6 лет, которых авторы якобы хотят совратить.

В одном из интервью большая часть аргументов, приведённых А. Айвазяном, относится не к буклету, а к тому, какие связи с заграницей имеют разные организации, связанные с презентацией буклета, в каких «глобальных заговорах и скандалах» они состоят.

Прежде всего, следует отметить, что буклет предназначен не для чтения детьми в возрасте 3-6 лет, что по сути исключено из-за их неграмотности, а для их грамотных родителей, по чьему выбору и под чьим контролем дети должны быть информированы о своих правах и способах защиты от сексуальных домогательств. Позже дети по решению родителей и под их надзором могут раскрашивать соответствующие части буклета. Ссылка на сайт serakanutyun.org также предназначена для родителей, которые могут получить дополнительные сведения о сексуальном воспитании своих детей. То есть, родители сами выбирают, какие сведения дети получат из вышеупомянутого сайта. На сайте есть также описания сексуальных отношений, которые также относятся к сексуальному воспитанию. Тем не менее, большая часть содержимого сайта относится к проблемам, связанным с сексуальным насилием, сексуальной гигиене, правам и их защите. На самом деле целью буклета «Моё тело — это личное» является способствование защите детей 3-6 лет от сексуального насилия, и содержание буклета полностью соответствует цели. Другое дело, что язык и акцентирование буклета недостаточно локализованы, и представленные персонажи исключительно женского пола (мать и дочь). Однако необходимость таких руководств в Армении неоспорима.

По словам начальника управления Уголовного розыска полиции Армении, начальника отдела по делам несовершеннолетних, полковника полиции Нелли Дурян, только в 2018 году в РА зарегистрировано 50 случаев преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. То утверждение, что возрастная группа, отмеченная в буклете (3-6 лет) является спорной с точки зрения полового воспитания, также является ошибочным. Отдельные публикации в армянских СМИ о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних свидетельствуют о том, что среди жертв были дети в возрасте от 2 до 6 лет.

Есть также основания полагать, что в действительности случаев сексуального насилия в отношении несовершеннолетних в Армении намного больше, но только часть из них предаётся огласке и преследуется в уголовном порядке. 5 мая, отвечая на вопросы журналистов, полковник полиции Н. Дурян отметила: «Армянские семьи обычно не предают огласке факт сексуального насилия над своими детьми, потому что они боятся общественного мнения. Матери беспокоятся о будущем замужестве ребёнка, думают, как он завтра пойдёт в школу и как другие дети отнесутся к нему». Несомненно, правоэкстремистские активисты хорошо осведомлены обо всём этом. Также известно, что одним из самых важных способов по борьбе с вышеупомянутой проблемой является повышение осведомлённости среди родителей и детей, что возможно осуществить при помощи определённых учебных пособий и справочников. Однако, представляя необоснованные обвинения, манипулируя словосочетанием «распространение разврата» и этим осуществляя антипропаганду, вышеупомянутая группа активистов по сути препятствует решению проблемы. В результате страдают и будут продолжать страдать те же самые дети, о «защите от совращения» которых выступают правоэкстремистские активисты.

Автор — Никол Маргарян

15-05-2019

[I] «Активистом» представляется один из участников дебатов. Их так назвал также ряд СМИ. Однако общепринятой практикой является называть выступающих с такими идеями и повесткой дня «праворадикальными активистами», что мы и сделали. Часто только словом «активист» характеризуют лиц, вовлечённых в активизм, продвигающий правовые, демократические идеи.